☀ Лев Толстой о свободе
Человек, живущий духовным сознанием, не может быть несвободен: он живёт в Боге.
Будь правдив, смиренен и добр, и будешь свободен, спокоен и радостен.
Свобода в том, что человек может иметь радость сознательного подчинения высшему закону своей жизни.
Увеличение свободы есть просветление сознания.
Свободен только тот человек, который повинуется одному закону бога: «Познаете истину, и истина освободит вас». Чем ближе человек исполняет закон бога, тем он свободнее. Люди же свободу не могут дать.
...В китайском языке нет выражения для «свободы». Есть Тао, означающее путь, знание закона существования, то есть (...) по-нашему «воля божья»; кто выбирает этот путь и когда идёт по нему, свободен...
Братство, равенство, свобода - бессмыслица, когда они понимаются как требования внешней формы жизни. От этого-то и была прибавка: «ou la mort»* . Все три состояния - последствия свойств человека: братство - это любовь. Только если мы будем любить друг друга, будет братство между людьми. Равенство - это смирение. Только если мы будем не превозноситься, а считать себя ниже всех, мы все будем равны. Свобода - это исполнение общего всем закона бога. Только исполняя закон бога, мы все наверно будем свободны.
…Для чего нужна человеку свобода? Можно ею воспользоваться для чего угодно. Настоящая свобода возможна только при соблюдении нравственного закона. Только религиозный человек - свободный человек.
Человек несвободен только, когда действует противно своей разумной природе.
Кто-то спрашивает меня: судьба ли от человека или человек от судьбы? - Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы; и наоборот.
Главная особенность жизни в Боге - это совершенное отсутствие заботы о мнении людском. (...) Признак того, что живёшь для Бога, тот, что не нуждаешься в суждении людей - они не могут уже влиять на тебя.
Свобода есть освобождение от иллюзии, обмана личности.
То, что я начинаю испытывать, - как Христос говорит: - иногда будете видеть, а иногда не будете видеть меня, - испытывать какую-то странную радостную свободу от своего тела, чувствую только свою жизнь, своё духовное существо, - какое-то равнодушие ко всему временному и спокойное, твёрдое сознание истинности своего существования.
Для телесного сознания не может быть речи о свободе, так как жизнь телесная происходит в условиях пространства и времени (...). Для духовного же сознания точно так же не может быть речи о свободе, так как для него не существует ничего могущего стеснить его, оно всемогуще.
Отдельное матерьяльное существо не может быть свободно. Также не может быть свободно и отдельное духовное существо. Свободно может быть только вечное, бесконечное существо, хотя оно проявляется и в ограниченном виде. «Познаете истину, и истина освободит вас.».
На низшей ступени сознания, когда человек сознаёт только свою отдельность от Всего, сознаёт себя телесным существом, он испытывает наибольшую несвободу. Поднимаясь выше, он всё более и более чувствует себя свободным. Признав же себя только одним из проявлений Бога, он чувствует себя вполне свободным.
Перенесение своей жизни в сознание, в духовное неразделённое, неограниченное - не только свобода, но всемогущество. И вся жизнь есть приближение к этой свободе, всемогуществу, которого она никогда не достигнет, потому что достижение уничтожало бы движение. А в этом движении неперестающее благо.
Велика (...) привычка нерелигиозной мирской жизни, но есть тот приют, в который уходишь и в котором свободен и радостен, в котором всё благо, или не приют, а крылья, хоть и плохонькие, но которые всё-таки уносят иногда туда, где нет ни печали, ни воздыхания, ни страха, ни сомнений, а жизнь бесконечная.